Архивной службе Республики Татарстан – 100 лет

28 сентября 2018 г., пятница

В конце октября этого года архивная служба Республики Татарстан отметит свой 100-летний юбилей. Созданию архивного отдела района исполняется 85 лет. Приуроченную к этим датам беседу с его руководителем Венерой Валиевой мы посвятили прошлому и сегодняшнему дню отдела.

– Венера Мазгаровна, вспомним о периоде создания архивного отдела.
– Он был организован 1 января 1933 года. Его первый руководитель – Шайхи Галиев. В то время документы хранились в деревянном 5-аршинном амбаре с железной крышей. Здесь имелось 129 дел, в основном – дела Азнакаевского райисполкома и сельсоветов. С 1 сентября 1934 года заведующим архивом значится Фахрази Каюмович Салахов, 1918 года рождения, с начальным образованием. Весь архив хранился в отдельной комнате в количестве 729 дел. С 1936 года архивным отделом заведовал Миргас Мифтахов, 1917 года рождения, со средним образованием.
На декабрь 1940 года заведующей райархивом значилась Ф.М.Иркина (имя, отчество не полностью). В январе 1944 года его руководителем назначена Роза Нуртдинова. Как следует из ее воспоминаний, именно она передала в то время по телефону радостную весть об окончании войны 18 сельским советам, жителям района. 10 марта 1952 года архивному отделу района было выделено новое помещение в одном здании с отделом ЗАГС площадью 30 квадратных метров. На 5 стеллажах хранилось 8 тысяч дел.
В 1959 году районный архив временно размещался в бывшем здании редакции газеты “Коммуна”. На 26 октября 1961 года его руководителем значилась Сара Газиевна Газиева, 1919 года рождения, с 7-летним образованием.
На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года Азнакаевский район был присоединен к Альметьевскому району. В то время был закрыт и архивный отдел Азнакаево, все документы начали передаваться в архив Альметьевска.
12 марта 1987 года на основании Указа Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Азнакаево получил статус города.
На основании решения Азнакаевского городского Совета от 30 июня 1987 года архивный отдел восстановлен и его руководителем назначена Разина Багауова. Несмотря на организацию архивного отдела, документы Азнакаевского района оставались в Альметьевске.
– Скоро 25 лет, как вы начали здесь работать. Какие преобразования претерпел архив за эти годы?
– С 27 сентября 1993 года моя работа связана с архивным отделом района. Вначале у нас на хранении находилось всего 7036 документов. В 1995 году на автобусах мы перевезли документы из Альметьевска в здание, находившееся на первом этаже дома №31 по улице Султангалиева. Из-за перегруженности помещений в 2006 году нам выделили здание с большей площадью по улице Марджани. С помощью предприятий документы были перевезены в новое здание с сохранением их последовательности.
– С какими трудностями сталкиваетесь в процессе работы?
– В последнее время отношение людей, организаций к архивной службе изменилось. В народе бытует мнение, что работник архива – это укутанная в старую шаль, сидящая среди бумаг и книг бабушка, и необязательно отвечать на письма, направленные архивом в адрес организации, сдавать документы. Однако сотрудник архива – хранитель истории. Архив – не склад, а научная организация, выполняющая задачу формирования долговременной социальной памяти общества, формирующая общественные ценности. До революции его работники числились в штатном расписании императора на втором месте после управляющего.
– Как Вы отметили, архивные работники – хранители сведений прошлого. В нашем районе многие организации ликвидированы. То есть их документы не исчезли бесследно?
– С 1995 года в результате экономических реформ некоторые организации начали закрываться, становясь банкротами. Архивный отдел принялся принимать их документы. За последние 10 лет принято 9557 документов по личному составу. Здесь находятся документы 148 крупных и малых организаций, из крупных – это отдел рабочего снабжения, “Нефтемаш”, тепловая сеть, трест жилищно-коммунального хозяйства, МСО, “Татнефтестрой”, Актюбинское жилищно-коммунальное хозяйство, Азнакайлес, “Мелиорация”, хлебокомбинат, “Агропромдорстрой”, бывшие колхозы и совхозы. Документы ликвидированных, признанных банкротами организаций, а также бумаги с истекшим сроком хранения принимаются и сегодня. В то же время имеются предприятия, не предоставившие документы. Это – «Магистраль», «Лидер-Авто», «ЛидерАвто+», «Уныш», «ЭнергоСтройКомплект», «Только для тебя».
Руководителям таких организаций следует сдать в архив документы по личному составу.
– Такие бумаги, безусловно, представляют ценность для каждого, имеющего отношение к нашему району. В каких условиях они хранятся?
– В этом году при содействии республики в архивном отделе проведен ремонт. Обновлены автоматный порошковый огнетушитель, охранно-пожарная система, улучшена работа вентиляции. Документы хранятся в специальных ящиках на металлических стеллажах. На сегодняшний день здесь имеется 34705 единиц документов.
– А к какому году относится самый старинный документ?
– Такими можно назвать протоколы заседаний сельских Советов и общих собраний 1926 года деревень Тимяшево и Масягутово. Кстати, в июле этого года проведена работа по выявлению особо ценных документов. Наиболее важный из них для истории района – протокол заседания Азнакаевского сельского Совета, состоявшегося 23 июня 1941 года. На заседании была рассмотрена одна из первоочередных в связи с началом войны задач – обеспечение сохранности телефонных линий, обсуждался также квартирный вопрос: при прохождении военных через территорию сельских Советов района необходимо было обустроить квартиры для организации отдыха войск, конные стоянки.
Наверное, ваш труд не ограничивается приемом документов?
– С увеличением количества документов все больше становится и обращений о выдаче справок. Если в 2017 году в этой связи предоставлено 1830 справок, то за прошедший период 2018 года – 1160. Работа архивного отдела многогранна: помимо приема документов от организаций, подготовки справок, это и взаимодействие с республиканскими пенсионными фондами, ответы на их запросы, проверка состояния архива всех организаций района, отправка отчетов в государственный комитет по архивному делу Республики Татарстан. В выпуск многих посвященных истории района книг тоже внесен наш вклад.
– Сейчас во многих областях переходят на электронные услуги. Как поставлена эта работа у вас?
В ногу со временем шагаем и мы. С 1 января 2018 года люди стали направлять заявления электронным путем через единую архивную информационную систему (ЕАИС). Она предусматривает автоматизацию деятельности архивов в республике.
– В этом году вас ждут знаменательные юбилеи. Как идет подготовка к этому?
– В Краеведческом музее мы открыли выставку исторических ценностей родного края. На ней представлены газета “Коммуна” 1935 года выпуска, напечатанная латинским шрифтом, газета “Маяк” 1950 года выпуска, фотографии и другие интересные документы. Также совместно с газетой “Маяк” объявлен конкурс “Самый старинный документ”. Планируем отметить юбилей в форме экскурсии в архивный отдел, организовав выставку, чествование тех, кто внес свой вклад в его развитие.
– Благодарим за беседу! Желаем дальнейших успехов.
Резеда ШАРИПОВА

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International