Чатыр-Тау как хранительница наследия

2 июля 2012 г., понедельник

Сейчас, в условиях воз­врата к историческим кор­ням, которые под напором идеологических запретов были забыты целыми по­колениями, стало возмож­ным не только изучение святынь народов, но и ис­пользование результатов работы для возрождения, обогащения духовности в обществе.

Как в России в целом, так и в Татарстане новое наполнение обретает по­нятие «культурное насле­дие». Это — память о жиз­ни народов в прошлом, источник современного культурного процесса. Производное от понятия «память» — памятник. Но не все объекты могут быть причислены к памят­никам.

В нашем районе есть замечательный памят­ник природы — Чатыр-Тау (Шатер-гора). С 1999 года она в составе Госу­дарственного природного заказника комплексного значения. Это — одна из самых высоких точек Та­тарстана. Ее высота 321,7 м над уровнем моря. С ее вершины в ясную погоду открывается панорама около 20 населенных пун­ктов. Пятьдесят степных растений территории за­казника занесены в Крас­ные книги Татарстан и России.

Гора Чатыр-Тау примеча­тельна богатейшей в рес­публике колонией сурков-байбаков. В 1995 году они были занесены в Красную книгу республики. Благо­даря 10-летнему запрету на охоту их численность была восстановлена. По­этому сурки сейчас выве­дены из списка редких и исчезающих животных.

Заказник имеет природо­охранное, научно-позна­вательное и эстетическое значение. Он был создан для сохранения естест­венных и искусственных экосистем Бугульминско-Белебеевской возвышен­ности, биологического разнообразия редких рас­тений и животных, произ­растающих и обитающих на ее территории.

Чатыр-Тау как главная азнакаевская достопри­мечательность всегда приковывала к себе вни­мание. Кто-то находил здесь творческое вдохно­вение, кто-то восхищался величием района, а кто-то просто отдыхал душой, получая заряд положи­тельной энергии. И это не случайно. Здесь витает дух наших предков.

Население региона с ХIV века было неоднород­ным. Как подчеркивают ученые Д.Г.Мухаметшин и Ф.С.Хакимзянов, «оно было не только булгарс­ким, но и частью много­племенного кипчакского мира, который кочевал по нижнему течению реки Ик, а также по рекам Степ­ной Зай, Сюнь, Мензеля». Земли района — часть Кипчакской степи, которую знали и как Половецкую. Этнокультурное формиро­вание приуральских татар Икского бассейна, то есть коренных жителей райо­на, с того периода шло на основе родоплеменных общин Ногайской Орды. Это государство было ос­новано при распаде Зо­лотой Орды полководцем Ногаем мурзой.

На азнакаевской зем­ле уже в то время шел процесс формирования татарского языка на ос­нове общетюркского (кип­чакского) языка. Поэтому и сегодня жители района говорят на татарском язы­ке, очень близком к совре­менному литературному.

Как свидетельствуют ар­хеологические памятники Чатыр-Тау, примыкающие к горе территории человек начал осваивать много ве­ков тому назад. Уразаевс­ко-Азнакаевская стоянка и Уразаевско-Азнакаевс­кий курган, выявленные во время полевых иссле­дований раннебулгарской экспедицией во главе с доктором исторических наук Е.П.Казаковым в 1986 году, говорят о следах пре­бывания древних людей. Стоянка расположена на левом берегу реки Стярле в полутора километрах к востоку от села Уразаево. Найденные здесь предме­ты относятся к бронзовой эпохе, срубной культуре. Но раскопки здесь не про­водились. Памятники Ча­тыр-Тау ждут археологов и проведения охранных мероприятий.

Вплоть до ХVII века тер­ритория района была при­станищем ногаев. Это на­учно обоснованный факт, впервые установленный доктором филологических наук М.И.Ахметзяновым на основе изучения над­писей на эпиграфических памятниках и родослов­ных, сохранившихся в районе. Происхождение намогильных камней, опираясь на тексты шед­жере, он связывает с пе­реселившимися сюда из Крыма кочевыми татар­скими племенами. Это подтверждается и горой Чатыр-Тау (в Крыму Ча­тырдаг).

На склонах горы были пещеры. Но на данный момент вход в главную почти засыпан. Академик Петербургской академии наук П.Паллас, побывав­ший в наших краях 250 лет тому назад, писал: «В этой стороне по левую сторону дороги и от упо­мянутой деревни (Сапее­во – Г.Х.) прямо на восток видна высокая слоистая гора, которая к нарочи­то высокому Шатырь Тау, возвышаясь, подымается, на полдень идущими до­линами разделяется. Как мне сказано было, что на оной горе находится мед­ный рудник. Несмотря на сильную наступающую грозу, туда я поехал».

По словам П.Палласа, медный рудник находился в двух верстах от дороги. Он принадлежал Иштиря­ковскому медному заводу купца Мясникова. Рудник начали осваивать в 1761 году. Естествоиспыта­тель нашел здесь две ста­рые штольни, отчасти уже обвалившиеся. А в 1772 году на север от старой начали обрабатывать но­вые штольни.

В народе бытует пове­рье, что в районе горы ос­танавливались войска Е. Пугачева. В 1960-1970-х годах мы, азнакаевцы, на­зывали ее Пугачевкой. Но, как известно, Е.Пугачев прошел по Мензелинской дороге, в наших краях его не было. Здесь могли ос­тановиться лишь повстан­цы – жители деревень ок­руги. Данных на этот счет в архивных документах нет.

«Чатыр» — название, данное по внешнему виду, признакам рельефа. Действительно, гора на­поминает шатер, но толь­ко усеченный в вершине. Учеными она называется еще и «Столовой». Воз­можно, ключ к раскрытию смысла географического названия лежит в нари­цательном слове. Чатыр-Тау — пример топонима, образованного словосло­жением слов татарского языка «чатыр» и «тау», что в переводе на русский язык и означает Шатер-гора. Второе слово крым­ского топонима «даг» с древнетюркского (кипчак­ского) языка переводится как «гора» («могила» в то же время).

Некогда на вершине горы стояло деревянное куполообразное сооруже­ние, служившее для на­рода молельней. Говорят, что у Чатыр-Тау, как у каж­дой большой горы, есть свой дух — «тау иясе» (хозяин горы). Как гласит народная молва, если за­гадать на вершине горы Чатыр-Тау одно заветное желание, то оно непре­менно сбудется.

По рассказам старожи­лов района, сохранившим­ся легендам известно, что на склоне Чатыр-Тау, на­званном «Изгеләр тавы» (Гора святых) хоронили тех, кого сообщество при­знало святыми. Каждый, кто участвовал в похорон­ной процессии, приносил с собой хотя бы по камуш­ку. Камни оставляли на месте захоронения в на­дежде изгнать шайтана, очистить дух умершего, чтобы его душа быстрее достигла божественного лона. Груда камней среди степи служила святили­щем.

Под «Изгеләр тавы» находился «Изгечишмә» (Святой источник). По по­верьям, именно здесь со­вершались обряды омове­ния умерших, причислен­ных к сану святых. Люди приезжали сюда хотя бы раз в год для совершения омовений, которые счита­лись целебными. В дере­вянный желоб кидали мо­нетки в надежде приехать сюда еще не раз. Святой источник в настоящее время перекрыт, но место его еще не высохло.

Таким образом, мы мо­жем рассматривать нашу достопримечательность и как природное, и как ис­торико-культурное насле­дие края. Ведь недаром Конвенция ЮНЕСКО об охране культурного и при­родного наследия продек­ларировала взаимосвязь и единство природного и культурного наследия.

Г.Хисамиева, кандидат культурологии

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International