Основные нарушения прав потребителей при ремонте телефонов, бытовой и компьютерной техники

3 мая 2024 г., пятница

Рано или поздно бытовая техника выходит из строя и у потребителя встает вопрос ее
ремонта. Перед заключением договора на оказание работ, услуг по ремонту техники
потребителю необходимо быть очень внимательным.
Часто в недобросовестных ремонтных мастерских и сервисных центрах потребителям, как
правило, обещают сделать бесплатную диагностику и установить причину поломки. Договор
не заключается, документы о приеме товара не составляются в нарушение требований
законодательства. Очень часто уже через несколько дней работники мастерской или
сервисного центра сообщают по телефону, что товар отремонтировали и его можно
забирать. При этом называют стоимость ремонта, которая может доходить до 80% от цены
нового товара.
Естественно, заказчик не рассчитывает на такой дорогостоящий ремонт. Тогда в ход идут
уловки, связанные с угрозами невозврата «отремонтированной» техники и даже реализации
в счет образовавшегося долга.
В настоящее время помимо Закона «О защите прав потребителей» действуют также Правила
бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 21.09.2020 N 1514 (далее- Правила).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что договор о выполнении работ оформляется в
письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать, в том числе,
следующие сведения:
· вид работы;
· цена работы;
· точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из
материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
· отметку об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при
оформлении договора, если такая оплата была произведена;
Один экземпляр договора о выполнении работ выдается исполнителем потребителю. Только
Договор о выполнении работ в отношении работы, исполняемой в присутствии потребителя
(например, диагностика неисправной техники), может оформляться также путем выдачи
кассового чека, билета и др.
Помимо этого, статья 35 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что
исполнитель отвечает за сохранность переданной в ремонт вещи.
Диагностика оборудования или устранение недостатков являются возмездной работой и
подпадают под правовое регулирование Правил, следовательно, должны во всех случаях
сопровождаться заключением договора в письменной форме. Если договор не содержит
точного наименования, описания и цены вещи, переданной потребителем, вид выполняемой
работы и ее цену - исполнитель не вправе требовать с потребителя какой-либо оплаты за
произведенные работы и должен вернуть потребителю вещь, поскольку не имеет законных
оснований для ее удержания.
При поиске сервисного центра или ремонтной службы, а также сдаче в ремонт неисправной
вещи Роспотребнадзор рекомендует придерживаться следующих правил.
1. Недобросовестные исполнители не могут скрыть свою репутацию, в Интернете Вы
найдете много негативных отзывов о компаниях, которые часто нарушают права
потребителей.
2. Клиентоориентированность начинается с вывески. Компания, которая не хочет
привлекать лишнее внимание не будет указывать на вывеске юридически значимую
информацию о себе. Кроме того, посмотрите, есть ли в месте приемки товаров в ремонт
следующая информация:

· перечень оказываемых выполняемых работ, форм и (или) условий их предоставления;
· указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми
выполняются работы;
· сроки выполнения работ;
· данные о конкретном лице, которое будет выполнять работу, если эти данные имеют
значение исходя из характера работы;
· требования, которые должны обеспечивать безопасность выполняемой работы для
потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
· образцы договоров (квитанций, иных документов) о выполнении работ;
· образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы;
· перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень
льгот, предоставляемых при выполнении работ в соответствии с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Эта информация должна находиться в удобном и доступном для обозрения месте.
3. Помните, что потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме
работу после ее принятия. Только с Вашего согласия работа может быть оплачена при
заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса. У сервисного центра
остается Ваша вещь и если исполнитель уверен в качестве своей работы, он не будет
настаивать на большой предоплате.
4. Поинтересуйтесь, есть ли у исполнителя кассовый аппарат. Передача аванса обязательно
должна сопровождаться выдачей кассового чека в бумажной или электронной форме. Кроме
того, сформированные с использованием онлайн-касс чеки с QR-кодом, полученные при
оплате работ, хранятся в информационном «облаке» налоговой службы. В настоящее время
чек можно получить на электронный адрес или на номер мобильного телефона. Кроме того,
потребитель может проверить достоверность выданного ему чека при помощи мобильного
приложения «Проверка чека ФНС России» и сообщить о нарушении. Расчеты на банковскую
карту мастера недопустимы. Кроме того, документ по такой операции никак не связан с
личностью исполнителя, указанного в договоре, поэтому Вы не сможете доказать факт
предоплаты, если потребуется.
5. Ни при каких условиях не соглашайтесь на ремонт, если Вам не предлагают заключить
договор и подписать акт приемки неисправной вещи.
6. При ознакомлении с договором, обратите внимание на выполнение пункта 4 Правил, в
соответствии с которым, в договоре должен быть отражен полный перечень условий:
· фирменное наименование (наименование) и место нахождения (адрес) организации-
исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при
наличии), сведения о государственной регистрации), идентификационный номер
налогоплательщика;
· вид работы;
· цена работы;
· точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из
материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
· отметка об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при
оформлении договора, если такая оплата была произведена;
· даты приема и исполнения заказа;
· гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором о
выполнении работ либо предусмотрены обычаем делового оборота;
· другие необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ;

· должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
7. Обязательно прочитайте договор (его образец, который должен быть в «уголке
потребителя»). Вас должны насторожить такие условия, как «право исполнителя в
одностороннем порядке изменить вид работ или их стоимость», отсутствие гарантийного
срока или его формальный характер (например, 7 дней) на результаты выполненных работ,
отсылка в договоре к другим документам (тарифы, условия, приложения), которые
размещены в Интернете, но не предъявляются для ознакомления и не передаются вместе с
договором.
8. При выдаче отремонтированной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин
и приборов исполнитель обязан их осмотреть и продемонстрировать их работу (пункт 17
Правил).
9. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных
недостатков в работе потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные
недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку.
Требуйте составления такого акта, ссылаясь на пункт 12 Правил.
10. После окончания работ требуйте подписания двустороннего акта о приемке работ или
проставления соответствующей отметки в договоре.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International